Оприходование товаров
По общему правилу поступившие товары принимает комиссия, назначенная приказом руководителя. В состав комиссии должно входить не менее 3 человек. Если количество и качество поступивших товаров совпадают с данными, указанными в товаросопроводительных документах поставщика, комиссия составляет акт о приемке товаров (форма № ТОРГ-1). Если нет - акт о приемке товаров и акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-2).
Для акта о приемке товаров предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
Акт составляют в одном экземпляре в день поступления товаров. Акт подписывают члены комиссии, кладовщик, главный бухгалтер и утверждает руководитель организации.
Некоторые строки в акте заполняют, если качество или количество поступивших товаров не соответствует товаросопроводительным документам поставщика. Это строки:
♦ «Состояние товара, тары и упаковки в момент осмотра»;
♦ «Способ определения недостающего товара»;
♦ «Заключение о причинах и месте образования недостачи товара»;
♦ «Отклонение(+,-)»;
♦ «Заключение комиссии»;
♦ «Решение руководителя».
На основании акта кладовщик должен сделать записи об оприходовании
товаров в журнале учета товаров на складе (форма № ТОРГ-18).
Оформленный акт передают в бухгалтерию.
Однако обратите внимание: в фактическую себестоимость товаров, учитываемую по дебету счета 41, вы должны включить не только суммы, уплаченные в соответствии с договором продавцу. Фактическая себестоимость товаров складывается из всех затрат по их покупке. К таким затратам, в частности, относятся:
♦ суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;
♦ таможенные пошлины и иные платежи, связанные с покупкой товаров (например, сборы за таможенное оформление импортируемых товаров);
♦ вознаграждение, уплаченное посреднической организации, через которую приобретались товары;
♦ транспортные затраты по доставке товаров до склада организации (если учетной политикой организации не предусмотрено учитывать эти затраты по дебету счета 44 « Расходы на продажу »);
♦ другие затраты, связанные с приобретением товаров.
Все эти затраты вы также должны учесть по дебету счета 41 «Товары» на основании
соответствующих документов (за минусом сумм НДС, включенных в стоимость затрат по приобретению товаров
и учитываемых на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» на основании
полученных счетов-фактур).
Срок хранения акта о приемке товаров в архиве организации - 5 лет.